Как уже
говорилось, первый в мире общедоступный сеанс кинематографа
состоялся 28 декабря 1895 года в Париже, в "Гранд кафе" на бульваре
Капуцинов.
В России первые демонстрации нового
изобретения состоялись весной 1896 года в Петербурге - в летнем саду
"Аквариум" и в Москве - в театре оперетты "Эрмитаж", летом и осенью
того же года
- в эстрадных театрах Киева, Харькова, Ростова–на-Дону, Нижнего
Новгорода.
В этих
увеселительных заведениях "синематограф Люмьера" фигурирует пока не
в качестве красочного самостоятельного зрелища, а как технический аттракцион
наряду с другими номерами, включаемыми в эстрадные |
|
программы.
Показывались те же коротенькие (в 15-20 метров каждая) ленты, что
демонстрировались и в Париже. Сеанс длился 10-15 минут. Интерес
зрителей сосредоточивался не на содержании картин, а на
необычайности зрелища. Киносеансы устраивались в кафешантанах и других увеселительных заведениях "легкого
жанра". На Нижегородской выставке "синематограф" показывали в
кафешантане Шарля Омона "Театр концерт-паризьен" между выступлениями
парижских певичек.
Вслед за крупнейшими городами Российской империи демонстрация
начинается в менее значительных губернских и уездных
городах и даже |
селах. Появляются десятки и
сотни мелких предпринимателей, приобретающих проекционные аппараты с
комплектом фильмов к ним и путешествующих по "градам и весям"
огромной страны. В одних случаях сеансы кино включаются в программы
варьете, цирков, ярмарочных балаганов, в других - устраиваются в
виде самостоятельных представлений, конкурирующих с этими зрелищами.
Начиная с 1903-1904 годов в крупнейших, а потом и
в более мелких городах появляются стационарные "электротеатры", так
называемые "иллюзионы". Это дало мощный толчок производству фильмов.
Бродячий кинематограф мог обходиться одной-двумя программами, так
как всякий раз имел дело с новой аудиторией, и одни и те же ленты
могли демонстрироваться до полного их износа. Стационарный же "электротеатр"
нуждался в постоянном обновлении репертуара, требовал все новых и
новых картин. Владельцам "иллюзионов" стало невыгодно приобретать
ленты в собственность, ибо после нескольких сеансов они теряли
ценность для данного предприятия. Однако они могли демонстрироваться
в другом. Возникла практика перепродажи и обмена картин, а затем, с
1906 года, их проката специально созданными для этого фирмами, что в
свою очередь стимулировало дальнейшее развитие сети стационарных "электротеатров"
и в свою очередь - дальнейшее расширение производства картин. |