Кино в России

      Как уже говорилось, первый в мире общедоступный сеанс кинематографа состоялся 28 декабря 1895 года в Париже, в "Гранд кафе" на бульваре Капуцинов.
     В России первые демонстрации нового изобретения состоялись весной 1896 года в Петербурге - в летнем саду "Аквариум" и в Москве - в театре оперетты "Эрмитаж", летом и осенью того же года - в эстрадных театрах Киева, Харькова, Ростова–на-Дону, Нижнего Новгорода.
     В этих увеселительных заведениях "синематограф Люмьера" фигурирует пока не в качестве красочного самостоятельного зрелища, а как технический аттракцион наряду с другими номерами, включаемыми в эстрадные

Одна из первых камер

программы.

      Показывались те же коротенькие (в 15-20 метров каждая) ленты, что демонстрировались и в Париже. Сеанс длился 10-15 минут. Интерес зрителей сосредоточивался не на содержании картин, а на необычайности зрелища.     Киносеансы устраивались в кафешантанах и других увеселительных заведениях "легкого жанра". На Нижегородской выставке "синематограф" показывали в кафешантане Шарля Омона "Театр концерт-паризьен" между выступлениями парижских певичек.

     Вслед за крупнейшими городами  Российской империи демонстрация начинается в менее значительных губернских и уездных городах и даже

селах. Появляются десятки и сотни мелких предпринимателей, приобретающих проекционные аппараты с комплектом фильмов к ним и путешествующих по "градам и весям" огромной страны. В одних случаях сеансы кино включаются в программы варьете, цирков, ярмарочных балаганов, в других - устраиваются в виде самостоятельных представлений, конкурирующих с этими зрелищами.
      Начиная с 1903-1904 годов в крупнейших, а потом и в более мелких городах появляются стационарные "электротеатры", так называемые "иллюзионы". Это дало мощный толчок производству фильмов. Бродячий кинематограф мог обходиться одной-двумя программами, так как всякий раз имел дело с новой аудиторией, и одни и те же ленты могли демонстрироваться до полного их износа. Стационарный же "электротеатр" нуждался в постоянном обновлении репертуара, требовал все новых и новых картин. Владельцам "иллюзионов" стало невыгодно приобретать ленты в собственность, ибо после нескольких сеансов они теряли ценность для данного предприятия. Однако они могли демонстрироваться в другом. Возникла практика перепродажи и обмена картин, а затем, с 1906 года, их проката специально созданными для этого фирмами, что в свою очередь стимулировало дальнейшее развитие сети стационарных "электротеатров" и в свою очередь - дальнейшее расширение производства картин.

             © Борисова Ирина, 2005

Hosted by uCoz